Цены на лес и пиломатериалы в России. Лесной портал
Категории
 

Администрация Ленобласти теперь заявляет о своей заинтересованности в общественной экспертизе назначаемых санитарных рубок леса

Новости отрасли > Администрация Ленобласти теперь заявляет о своей заинтересованности в общественной экспертизе назначаемых санитарных рубок леса

Администрация Ленинградской области, ранее занимавшая непримиримую позицию по отношению к критиковавшей ее за необоснованные и чрезвычайно опасные для леса санитарные рубки общественности, теперь заявляет о своей заинтересованности в общественной экспертизе назначаемых санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах. Пока непонятно, что конкретно это значит: то ли в свете новых требований законодательства к назначению и проведению санрубок областная администрация осознала бесперспективность своего старого подхода, то ли у нее появилась какая-то своя "общественность", специально подготовленная и уполномоченная для этой самой экспертизы. С учетом прошлого опыта, второй вариант кажется пока более вероятным, но и первый тоже возможен.

Напомним суть проблемы. В течение длительного времени региональные власти Ленинградской области максимально способствовали развитию в своем регионе перерабатывающих предприятий лесного сектора - что было бы очень хорошо, если бы, во-первых, основывалось на реальных оценках имеющихся лесных ресурсов, и во-вторых, замещало бы экспорт наиболее ценной необработанной древесины, а не дополняло его. Несбалансированное развитие лесопользования и лесовыращивания (с абсолютным господством первого) в течение многих десятилетий, развитие перерабатывающих предприятий без учета реальной доступности лесных ресурсов, и большие объемы экспорта необработанной древесины привели к ситуации, при которой обеспечить потребность лесопереработчиков и лесоэкспортеров в хозяйственно ценной древесины полностью законными и неразрушительными для леса способами оказалось невозможно. Формально расчетная лесосека (разрешенный годовой объем заготовки древесины - 8932,9 тысяч кубометров, согласно Лесному плану) все еще превышает фактический годовой объем учтенных рубок (6384,1 тыс. кбм в 2015 году, или 7002,6 тыс. кбм в год в среднем за последние пять лет согласно ЕМИСС) - но лесопользователям в основном нужна хвойная древесина, а доля хвойного хозяйства составляет в расчетной лесосеке лишь 41% (3674,5 тыс. кбм). Спрос на наиболее ценную хвойную древесину резко вырос в 2015-2016 годах в связи с обрушением рубля, сделавшим экспорт лесной продукции, особенно сырьевой, особенно выгодным делом.

В этой ситуации лесопользователи и Комитет по природным ресурсам Ленинградской области нашли способ, позволяющий быстро увеличить объемы заготовки хвойной древесины: проведение массовых санитарных рубок, преимущественно сплошных. Реальная необходимость в проведении санрубок на весьма значительных площадях была: хищническое "промежуточное пользование" лесом на протяжении последней четверти века (интенсивная выборка хозяйственно ценной древесины под видом "ухода" и "выборочных санрубок"), особенно на Карельском перешейке, привело к значительному ухудшению санитарного состояния лесов, местами к началу их распада. Большой вклад в ухудшение состояния лесов внесло повреждение лесов ураганными ветрами, а также строительство новой трассы Санкт-Петербург - Сортавала и нескольких других крупных инфраструктурных объектов без соблюдения достаточных мер санитарной безопасности. Все это вместе взятое, в сочетании с подходящими погодными условиями, привело к нарастанию численности короеда-типографа, и к значительным масштабам усыхания и распада лесов, особенно ельников.

Однако, лесные власти и лесопользователи Ленинградской области использовали бедственное санитарное состояние лесов региона лишь как повод к резкому увеличению объемов лесопользования за счет санитарных рубок. Во многих случаях рубки назначались и проводились так, чтобы прихватить как можно больше хозяйственно ценного леса, в том числе вполне живого и устойчивого, причем без учета устойчивости образующихся стен леса и жизненного цикла вредителей. Это не улучшило, а ухудшило состояние лесов, причем ухудшило значительно. В попытке заготовить как можно больше хозяйственно ценной древесины, лесопользователи начали отводить санитарные рубки в том числе в границах проектируемых особо охраняемых природных территорий и на особо важных в рекреационном отношении участках, в особенности на Карельском перешейке - что вызвало уже очень серьезные протесты со стороны как местных жителей, так и природоохранных организаций. Попытки природоохранников найти мирное и конструктивное решение проблемы успехом не увенчались: Комитет по природным ресурсам не пошел ни на какое сотрудничество, а Рослесхоз, сначала вроде бы решивший вмешаться в ситуацию, показал лишь свое полное бессилие. Следственные действия, связанные с необоснованными санитарными рубками, затянулись - и пока совершенно непонятно, когда и чем они закончатся.

Тем не менее, ситуация с санрубками в Ленинградской области не сможет и дальше оставаться прежней. Во-первых, 1 октября 2016 года вступили в силу поправки к Лесному кодексу РФ, внесенные федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов", существенно изменившие требования к назначению и проведению санрубок. Как эти требования будут работать на практике - пока не совсем ясно из-за неготовности ряда нормативных правовых актов, но проводить санрубки тайком, без размещения информации о них в открытом доступе, теперь будет нельзя. Во-вторых, 6 декабря 2016 года WWF России и Гринпис России опубликовали совместное заявление о необходимости особенно тщательной проверки законности заготавливаемой при санитарно-оздоровительных мероприятиях древесины - и это заявление, вместе дополнительной информацией об обнаруживаемых при санрубках нарушениях действующего законодательства, будет влиять на действия ответственных потребителей лесной продукции. В-третьих, правоохранительные органы все-таки продолжают расследование действий ряда должностных лиц, причастных к необоснованному назначению и проведению санрубок в защитных лесах Ленинградской области, и во вполне обозримом будущем это должно чем-то кончиться. В-четвертых, у инициативных местных жителей, которым не нравятся разрушительные необоснованные санрубки в местах их жительства или отдыха, уже есть опыт взаимодействия с органами власти и лесопользователями по поводу этих рубок, и хорошее понимание того, кто за этими рубками стоит, почему они проводятся, и что в них неправильно.

С учетом всего этого, властям Ленинградской области, в частности губернатору А.Ю.Дрозденко, лучше бы сейчас не пытаться создать "чучело общественности" для имитации общественной экспертизы назначаемых санрубок, а прислушаться к мнению местных жителей и природоохранных организаций, и навести реальный порядок в системе назначения санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах. Правда, пока органами управления лесами (Комитетом по природным ресурсам и ЛОГКУ "Ленобллес") руководят люди, лично сделавшие многое для развития нынешней ситуации и для раздувания конфликта между властью и общественностью по вопросу о санрубках - Е.Л.Андреев и С.И.Селезнев - навести этот порядок вряд ли будет возможно.