Цены на лес и пиломатериалы в России. Лесной портал
Категории
 

Допустимый объем заготовки древесины на Дальнем Востоке составляет порядка 100 млн. кубометров

Новости отрасли > Допустимый объем заготовки древесины на Дальнем Востоке составляет порядка 100 млн. кубометров

Допустимый объем заготовки древесины на Дальнем Востоке составляет порядка 100 млн. кубометров. При этом в аренду переданы лесные участки с объемом заготовок всего чуть более чем 20 млн. кубометров. Для того чтобы реализовать весь потенциал отрасли, нужны инвестиции в лесную инфраструктуру.

Об этом шла речь на сессии «Лесопромышленный комплекс: перейти на новый уровень», после которой ваш корреспондент встретился с заместителем министра природных ресурсов – руководителем Федерального агентства лесного хозяйства Иваном Валентиком.

– Иван Владимирович, из трех блоков деловой программы второго Восточного экономического форума два посвящены инвестициям. А насколько инвестиции важны для лесного хозяйства Дальнего Востока?

– Сегодня это 36 миллиардов рублей, которые вложены в приоритетные инвестиционные проекты. Но в этой статистике не учтены инвестиции, вложенные в другие производства (в основном в малые и средние), которые не входят в перечень приоритетных. Есть очень крупные проекты с освоенным объемом инвестиций в 6-7 миллиардов рублей, например у «Азии Леса», «Аркаима» и RFP. Это капиталоемкие, достаточно длинные с точки зрения сроков окупаемости, но вместе с тем приносяшие стабильный доход проекты. И их доля увеличивается. Сегодня в Хабаровском крае есть перспективные инвестиционные проекты, в том числе по строительству утилизатора целлюлозно-бумажного комбината, который позволит решить накопившуюся на Дальнем Востоке проблему переработки мелкотоварной низкосортной древесины, прежде всего балансового сырья. Сегодня оно остается на лесосеке. Поэтому мы очень рассчитываем на то, что такой утилизатор на Дальнем Востоке будет создан и это позволит комплексно решать проблему освоения лесного сырья, которое, к сожалению, осваивается не полностью.

– В какой пропорции вкладывают средства в лесную отрасль отечественные и зарубежные инвесторы?

– С высокой степенью точности определить ее трудно. Очень часто зарубежные инвесторы входят в проекты путем участия в уставном капитале российских юридических лиц. Конечно, с учетом того, что это достаточно капиталоемкие проекты, доля иностранных инвестиций достаточно большая – это инвестиции в основном из Японии, Китая. Но есть и инвестиции, которые реализованы через средства банка ВТБ, и это – крупные проекты. Поэтому я бы условно определил это соотношение как пятьдесят на пятьдесят. То есть вложения иностранных и российских инвесторов делятся приблизительно поровну.

– Драйверами роста экономики Дальнего Востока считают территории опережающего развития. Есть ли ТОРы, специализирующиеся на работе в лесной отрасли?

– Такие ТОРы сейчас формируются. Есть соответствующие проекты по Комсомольску в Хабаровском крае, есть перспективный проект по Республике Саха (Якутия). Сегодня те регионы, которые раньше на Дальнем Востоке не считались перспективными с точки зрения освоения лесных ресурсов, за счет развития инфраструктуры начинают входить в круг интереса инвесторов. Так, Южная Якутия заявила о готовности вовлечь в оборот 6 миллионов кубических метров. И здесь, на форуме, в ходе круглого стола был выражен интерес группы «Илим» к освоению этой территории. Поэтому на Дальнем Востоке начинают развиваться новые территории, причем одновременно с теми, которые уже традиционно считались лидерами, – это и Приморье, и Хабаровский край. Наблюдается положительная динамика, которая выражается в увеличении объема переработки продукции, в увеличении объема экспорта продукции высокого передела. Это очень важно.

– Еще одной новацией субрегиона стал так называемый «дальневосточный гектар». Он не создает для вас дополнительных проблем?

– На самом деле Дальний Восток изобилует свободными лесными площадями. Почему не предоставить гражданам возможность осуществлять на этих участках деятельность, которая не противоречит законодательству и дает социально полезный эффект? Поэтому законодательство предусматривает возможность предоставления лесных участков в размере одного гектара из эксплуатационных лесов. Но по поручению заместителя председателя правительства Юрия Трутнева мы сейчас прорабатываем возможность вовлечения в оборот и неких категорий защитных лесов, чтобы повысить интерес людей к тем участкам, которые максимально приближены к населенным пунктам и соответственно к инфраструктуре. Поэтому я считаю, что это решение правильное. Люди лесу не навредят. Мы достаточно прозрачно и в то же время жестко установили те правила игры, по которым необходимо будет работать. А скептикам, которые говорят, что новые хозяева вырубят весь лес и продадут его в Китай, я бы посоветовал повнимательнее изучить законодательное регулирование. Они найдут там ответы, которые их успокоят.

– И в завершение давайте вновь вернемся к инвестициям. Чем вы можете привлечь инвесторов?

– Выгодой. У лесных ресурсов Российской Федерации есть очевидные конкурентные преимущества. Мы безусловный лидер по их площади. И сегодня процесс вовлечения лесных ресурсов в оборот пока невелик. Не будем забывать и о стоимости, которая интересует каждого бизнесмена, умеющего считать издержки. Сегодня на Дальнем Востоке средняя стоимость одного кубометра – 44 рубля. А с учетом освоения по договорам аренды она достигает одного доллара. Нигде в мире нет такой льготной себестоимости, имея в виду стоимость сырья в единице произведенной товарной продукции. Поэтому, безусловно, это наше конкурентное преимущество. К нашим конкурентным преимуществам я бы отнес и стоимость рабочей силы. Мы пока еще можем конкурировать на этом направлении. Сдерживающие факторы, конечно, тоже есть. Это слаборазвитая инфраструктура, достаточно высокие тарифы и на перевозки, и по энергообеспечению. Но думаю, что эти вопросы будут регулироваться и бизнес добьется необходимых условий для прибыльной работы.

Источник: Федеральное агентство лесного хозяйства