Цены на лес и пиломатериалы в России. Лесной портал
Категории
 

Лесхозы не могут конкурировать с нелегальной заготовкой

Новости отрасли > Лесхозы не могут конкурировать с нелегальной заготовкой

— В рамках 218-ФЗ введены методы дистанционного зонирования земли: космосъемка и аэрофотосъемка. Они уже доказали свою эффективность при сплошных рубках в таких регионах как Иркутск, Бурятия, Забайкалье, где незаконные рубки фиксировались достаточно часто. Другое дело, что для Новосибирской области это неактуально, так как сплошные рубки у нас проводят единицы лесхозов, например ОАО «Маслянинский лесхоз», ОАО «Мирновский лесхоз» (Тогучин), — заявил на заседании мониторинговой группы в региональном парламенте заместитель руководителя департамента лесного хозяйства Новосибирской области Вячеслав Дубовицкий.

Он подчеркнул, что помимо 218-ФЗ на деятельность лесхозов оказывает серьезное влияние 415-ФЗ, которые ввел сопроводительный документ на транспортировку древесины. Он содержит информацию откуда везется лес, по какому договору срублен, кто собственник и куда осуществляется поставка. При этом вывоз древесины можно осуществлять спустя сутки после того как она задекларирована и информация об этом внесена в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС).

— В этой системе отражается вся цепочка прохождения древесины от лесосеки до таможенного оформления и пересечения границы. Эти данные может проверить любой инспектор ГИБДД, сотрудник прокуратуры, службы судебных приставов, налоговых органов или таможни. Благодаря этой системе резко сократилось количество цепочек по возврату НДС. В Новосибирской области было выявлено несколько таких прецедентов, причем в схемах были задействованы компании, работавшие на Дальнем Востоке и в европейской части России, но зарегистрированные в нашем регионе, — констатировал Дубовицкий.

Сейчас система ЕГАИС заполняется в ручном режиме, но в перспективе ее планируется совместить с государственным лесным реестром и регионы смогут получать оперативную и актуальную информацию о состоянии лесов на своих территориях. В тоже время, по его словам, закон серьезно усложнил жизнь лесопользователей — только за ненадлежащее оформление документов на юрлицо накладывается штраф до 700 тыс руб. Два таких штрафа в год и предприятие может объявить себя банкротом.

— Сейчас разрабатываются очередные поправки в Лесной кодекс РФ, которые обяжут лесопользователей показывать в ЕГАИС не только сырье, но и пиломатериалы, которые из него производятся: доску, брус и т.д., то есть их путь будет также отслеживаться. Да, лесопользователям это снова усложнит жизнь, но возможностей для схем и маневров станет еще меньше. Во всяком случае, легально продавать пиломатериал, полученный из ворованного сырья, уже точно не получится, — уверен Дубовицкий. — На сегодняшний день, если заготовитель довез лес до пилорамы, далее он может быть спокоен – доска не подлежит никакому учету.

Гендиректор ОАО «Бердский лесхоз» Валерий Носков считает, что проблемой Новосибирской области являются не «черные лесорубы», а полная бесхозяйственность в переработке древесины, в получении дохода и организации производства, и это тянет за собой остальные последствия.

— Сегодня лесопользователь должен выполнять часть полномочий, которые, по лесному кодексу, несет на себе государственный орган, но которому не выделяется на это финансирование: защита лесов от пожара, восстановительные работы и т.д. Без «добровольного» согласия на эти условия лесхоз не может получить разрешение на работу на участке. Недавно мы установили на свои машины тахографы, сейчас нас обязывают подключаться к системе ЕГАИС, к системе «Платон», что приводит к росту затрат, накладывают штрафы за перевес, обязывая устанавливать весы на лесосеке, за ошибки в оформлении документов. При этом, нам еще пытаются навязать работу по социальному обеспечению населения дровами и деловой древесиной, — перечисляет Носков.

В такой ситуации, по словам руководителя лесхоза, частники оказываются в очень выгодном положении. Они собирают с селян разрешения на рубки, выписывают в лесхозе договор купли-продажи, вывозят лес, пилят и продают его по цене ниже той, которую устанавливает лесхоз.

— Частнику не нужно тратится на ЕГАИС, на сопроводительный лист, он никогда не будет оформляться как ИП, а штраф, который на него можно наложить, составляет всего 1000 рублей, поэтому он может демпинговать, — говорит Носков.

«Бердский лесхоз» нашел решение проблемы. На совещании с главами муниципальных образований района было принято решение о составлении единого списка жителей населенного пункта, нуждающихся в дровах и деловой древесине, лесхоз выделяет под эти нужды единую лесосеку и за ее использованием следит лесник, прикрепленный к каждому муниципальному образованию. Кроме того, лесхоз обосновал минимальную возможную стоимость древесины — 210 руб за куб. в которую обязался включить все свои затраты. Эта цена единая по всей территории района. Для погорельцев лес выделяется по цене 1600 руб за куб при его минимальной рыночной цене 3000. Контролирует процесс глава администрации района.

— Этот процесс удалось наладить потому, что мы сохранили сотрудников — 250 человек, которые курируют весь Искитимский район. Это люди, которых должно содержать государство, так как 75% из них занимается хозяйственной, а не коммерческой деятельностью, но сегодня их финансирует лесхоз. Для сравнения, в большинстве районов области работает всего 5-7 лесничих, — уточнил Валерий Носков.

Вячеслав Дубовицкий подчеркнул, что Носкову удалось воссоздать систему ведения лесного хозяйства, которая действовала в советские времена.

— В других районах такого нет, лесхозы не могут так вести свою деятельность, не могут содержать людей, а в «Бердский лесхоз» идет молодежь, — добавил он. — Это предприятие в 2015 году, впервые за последние пять лет показало прибыль. Не смотря на все проблемы, Носкову удается постепенно его вытаскивать из «минуса».

Куратор мониторинговой группы, депутат Заксобрания Олег Мирошников, который входит в совет директоров ОАО «Сузунский лесхоз» отметил, что все замечания высказанные участниками рынка будут проанализированы и предложил их обсудить детальнее в рамках круглого стола в конце августа.

— Это, по меньшей мере, странно, когда недобросовестные лесопользователи собирают у населения разрешения на заготовку древесины для собственных нужд, покупают 100 кубов деловой древесины по цене 66 руб 40 копеек за куб, и тут же ее перепродают теневым структурам, которые делают из нее пиломатериал и выбрасывают на рынок уже по цене 7500 за кубометр, хотя в законе прописано, что «перепродажа третьим лицам запрещена», — заявил Мирошников. — С такой экономикой лесхозам невозможно бороться, что приводит к банкротству предприятий, ухудшению социально-экономической обстановки в районе, а также ситуации в лесах населенного пункта за которыми не осуществляется должный уход.

Мирошников подчеркнул, что ни в одном соседнем регионе Сибири такие проблемы не возникают, так как на рынке установлена единая коммерческая стоимость на древесину, а также компенсации для льготников. При таком раскладе спекулировать на лесе становится экономически не выгодно.

В 2000-х годах, после изменения законодательства, большинство аукционов на лесопользование в регионе выигрывают коммерческие структуры, в результате по области прокатилась волна банкротств лесхозов, которая продолжается до сих пор. Порядка 10 АО и ГУПов было ликвидировано. На сегодняшний момент вопрос передачи ценного леса так же стоит на аукционе. Выиграть в этих торгах лесхозу практически нереально, что подтвердили последние аукционы проведенные департаментом лесного хозяйства области в 2016 году.

Лесохозяйственный комплекс Новосибирской области сегодня насчитывает более 50 организаций различных форм собственности. На территории региона работает 26 лесхозов, подведомственных департаменту. Еще около двух десятков — арендаторы (занимаются заготовкой и переработкой древесины). По итогам 2015 года лесхозы произвели порядка 70 % от товарной продукции ЛПК региона, 30 % пришлось на долю остальных арендаторов,уточнял Сергей Швец корреспонденту Infopro54.