Цены на лес и пиломатериалы в России. Лесной портал
Категории
 

В планах по развитию лесопромышленного комплекса Забайкалья до 2018 года нет ничего :: Лесная промышленность

Новости отрасли > В планах по развитию лесопромышленного комплекса Забайкалья до 2018 года нет ничего :: Лесная промышленность

остановлением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2016 года № 513 в Стратегию социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года было включено дополнительное приложение, определяющее целевые показатели и комплекс мероприятий в рамках этой стратегии на период с 2016 по 2018 г.г. Постановление официально опубликовано и вступило в силу: Постановление Правительства Забайкальского края от 28.12.2016 № 513 "О внесении изменений в Приложение № 3 к Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года № 586"

Фактически этим приложением (точнее, новой частью приложения 3) определяется, что конкретно регион собирается делать в рамках стратегии своего развития. В разделе "Развитие лесопромышленного комплекса" есть лишь одно конкретное мероприятие - "Содействие строительству Амазарского целлюлозного завода по выпуску небеленой сульфатной целлюлозы, талового масла и скипидара". Вот этот раздел (в исходном документе он занимает одну страницу целиком и две - частично, здесь собран в одно изображение):

 

Напомним: Амазарский ЦБК - это китайский проект, предусматривающий (официально) строительство завода по производству небеленой сульфатной целлюлозы в объеме 230 тысяч тонн в год в Могочинском районе Забайкальского края. Кроме собственно ЦБК, предполагается построить два лесопильных завода - один очень крупный (с годовым производством пиломатериалов в объеме около 230 тысяч кубометров в год). и второй поменьше (около 85 тысяч кубометров в год). С точки зрения возможностей для последующей устойчивой работы планируемых предприятий проект выглядит совершенно фантастическим: подходящих для этого ресурсов в зоне возможного лесообеспечения просто нет. Эта зона, во-первых, приходится на экстремально низкопродуктивные леса, преимущественно на вечной мерзлоте, не пригодные для ведения сколько-нибудь интенсивного лесного хозяйства; во-вторых, эти леса уже очень сильно истощены, и продолжают быстро истощаться, за счет массовых лесных пожаров, а также воровства и других лесных бедствий; в-третьих, очень небольшие остатки диких лесов, относительно защищенные от пожаров и воровства, представляют собой территории уникальной природной ценности - как с точки зрения биологического разнообразия, так и с точки зрения защиты верховий Амура и его притоков.

Этот проект, однако, тесно связан с другим - проектом по строительству моста через Амур у села Покровка Могочинского района, примерно в восьмидесяти километрах от Амазара (сейчас там нет ни моста, ни пограничного перехода, ни сколько-нибудь пригодной для больших грузоперевозок дороги). Этот мост, если он будет построен, станет кратчайшим путем для вывоза российских сырьевых ресурсов из восточных районов Забайкалья и западных районов Приамурья в Китай, а также для продвижения китайских товаров народного потребления в обратном направлении. Кроме того, это будет кратчайший путь выхода из Китая на основные коммуникации между Сибирью и Дальним Востоком - причем в одном из самых глухих и малолюдных районов на всем протяжении этих коммуникаций (Транссиба и автомагистрали "Амур"). Зачем такой проект может быть нужен Китаю - понятно; но принесет ли он пользу и стратегические выгоды России (если не считать стратегической выгодой увеличение вывоза сырья) - совершенно не очевидно.

То есть проект по строительству Амазарского ЦБК по сути больше всего похож на сыр в мышеловке. Главная функция сыра в мышеловке состоит не в том, чтобы накормить мышь, а в том, чтобы соблазнить ее, заманить в ловушку или давилку. Главная функция обещанного ЦБК и крупного лесопильного производства в районе, где для функционирования того и другого - хоть вместе, хоть по отдельности - нет ресурсов, тоже вряд ли состоит в создании эффективного и устойчиво работающего перерабатывающего предприятия; весьма вероятно, что и они играют в этой истории лишь роль приманки.


Примечательно, что в основной части документа, утвержденной еще в 2013 году (постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года № 586), ситуация с лесами оценивается вполне адекватно. Вот, например, что говорится о причинах низкой экономической эффективности лесопромышленного комплекса Забайкалья:

"Одной из главных причин недостаточной экономической эффективности лесопромышленного комплекса Забайкальского края является низкое качество лесов, а также истощение лесосырьевых ресурсов, расположенных на экономически доступных территориях. Помимо этого, негативное влияние на эффективность освоения лесов оказывают:

отсутствие актуальных сведений о лесах в связи с давностью проведения лесоустроительных работ;

несовершенство лесного законодательства, регулирующего вопросы аренды участков лесного фонда;

отсутствие экономических стимулов для организации глубокой переработки древесины;

незаконные рубки и иные правонарушения и преступления в лесной сфере".


В документе прямо говорится о необходимости сохранения малонарушенных лесных территорий и перехода к интенсивному лесовыращиванию:

"Реализация приоритетных направлений предусматривает: сохранение малонарушенных лесных территорий в целях обеспечения их природной ценности, экологического равновесия, средообразующих и защитных функций лесов за счет интенсивного выращивания древостоев на лесных землях, подверженных промышленным рубкам, и неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения; ...".

Малонарушенных лесных территорий в зоне потенциального лесообеспечения Амазарского ЦБК немного, но они есть, и их природная ценность очень велика. А вот лесных земель или неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для интенсивного лесовыращивания, в этой зоне нет практически совсем: на вечной мерзлоте и поблизости лес растет очень медленно, как его ни сажай и как за ним ни ухаживай. Да и при существующем в Забайкалье уровне охраны лесов от пожаров практически все хвойные молодняки и средневозрастные насаждения, если таковые получится вырастить, почти с гарантией будут съедены огнем задолго до достижения возраста спелости.

Так что самое правильное, что Правительство Забайкальского края может сделать в этой ситуации - это полностью отказаться от поддержки проекта по строительству Амазарского ЦБК и связанных с ним объектов, и сосредоточить свои усилия на действительно полезных для леса направлениях: обеспечении пожарной безопасности и поддержке местных инициатив по развитию малого и среднего лесного бизнеса, способного выжить в условиях катастрофически истощенных и опустошенных пожарами лесов.